Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Учитель технологии, педагог дополнительного образования:
Каменьщикова Ирина Ивановна
МОУ СОШ с.Фёдоровкаим.И.С.Гавва
Фёдоровкий район Саратовская область
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббард.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития Личности учащегося.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
- Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
- Формирование идентичности личности
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Личностные УУД – смыслообразование
- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
- Выделение морально-этического содержания событий и действий
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Примеры:
- Освоение национальных ценностей – историческое развитие костюма (фартук, юбка, сарафан)
- Уважение к другим народам - Проекты национальная кухня
- Экологическое сознание, знание основ здорового образа жизни – уроки кулинарии
- Профессиональное самоопределение (знакомство с профессиями текстильного, швейного производства, сферы общественного питания на уроках, основы проф. самоопределения в 9, 11кл.)
- Упражнения:
- Выбрать цвет настроения
- Динамическая пауза + эмоциональная разгрузка – взять соседа за руку и сказать «Я рада общаться с тобой» (повышение самооценки и воспитание уважения к другим)
- Упражнение «Чемодан» - какие качества возьмем с собой на урок, какие оставим
- Социальные проекты – подарки для ветеранов, игрушки для малышей и пр.
Познавательные УУД
- Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
- Информационный поиск
- Знаково-символические действия
- Структурирование знаний
- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
- Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
- Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
- Знаково-символические действия выполняют функции
- - отображения учебного материала;
- - выделения существенного;
- - отрыва от конкретных ситуативных значений;
- - формирования обобщенных знаний.
- Виды знаково-символических действий:
- Замещение
- Кодирование/декодирование
- Моделирование
- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
- Формулирование проблемы
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Примеры:
- Научно-исследовательская работа (лабораторные работы) (умение ставить проблему, наблюдать, сравнивать, делать выводы)
- Упражнения:
- Установить соответствие русских и немецких пословиц
- Из данных букв составить как можно больше терминов
- Вставить пропущенные буквы в термины
- Смысловое чтение:
- Придумать заголовок к тексту (определение темы урока)
- Найти в тексте информацию необходимую для выполнения задания
- Найти в тексте заданные слова или предложения
- Текст –провокация (найти в тексте фактические ошибки)
- Кодирование информации (записи при конструированию; придумать свои знаки, а затем воспроизвести по своим записям)
- Ответить на вопросы или придумать вопросы по тексту
- Прочитать текст по схеме
- Создать сказку (например, производство шёлка, как чай в Россию попал и др.)
- Работа с текстом по карточке – заданию
- Взаимная проверка по тексту
- Подготовка докладов, презентаций
Регулятивные УУД.
- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- Волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил и энергии;
- к волевому усилию;
- - выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Примеры:
- Планирование по образцу (маш. Шов)
- Составление технологических карт или дополнить
- Разработка критериев оценки (даются учителем, вырабатываются совместно с учащимися, вырабатываются учащимися самостоятельно)
- Контроль по образцу
- Анализ причин неудач
- Составление хронокарты на выполнение этапа работы (пооперационно), на выполнение доклада
- Планирование деятельности за определенный промежуток времени (задачи по домашней экономике)
- Ведение дневника «Мой бюджет»
- Анализ работы над швейным изделием
- Работа над проектом:
- Целеполагание
- Анализ идей
- Планирование расходов + прогнозирование
- Планирование технологического процесса
- Самоконтроль, коррекция деятельности
- Анализ работы
- Оценивание работы своей и чужой (взаимооценка)
Коммуникативные УУД
Примеры:
- Вызывать на диалог
- Работа в группе (уроки Кулинарии, по экономике, проектная деятельность)
- Публичные выступления (воспроизведение учебного материала, описание трудовых действий, защита проектов)
- Разновозрастное сотрудничество (привлечение более старших к проведению учебных занятий, проектная деятельность)
- Дискуссии:
- Какая ткань лучше из натуральных или химических волокон?
- Пищевые добавки – это благо или зло?
- Современные технологии – это прогресс или шаг в пропасть?
- Какие продукты должны преобладать в питании?
- Выполнение заданий в паре (создать иллюстрации по описанию стиля одежды, ансамбля; выбрать обои к интерьеру; выбрать ткань к изделию по данному заданию; создать презентацию)
- Коррекция поведения при общении (текущая работа)
- Упражнения:
- Разговор через стекло (объяснить тему без слов)
- Игра «Королевство» заменяем на «Мастерская» (Ателье), «Кафе», другие ролевые игры
- Решение экологических, технологических и др проблем с использованием методов мозговой штурм,
|